Восхождение на Эльбрус со штангой 75 кг
Андрей Родичев совершил восхождение на Эльбрус со штангой 75 кг. и встал в один ряд с людьми, которые доказали, что человеку подвластно даже невозможное.
Когда Андрей Родичев впервые связался со мной и рассказал о своей идее подняться на Эльбрус со штангой 75 кг, я подумал: «Что за вздор?! Сумасшедшая идея!». Ну что ж, в действительности я совсем не против сумасшедших идей, поэтому, нисколько не сомневаясь, согласился взяться за этот проект…
Андрей Родичев — руководитель Федерации пауэрлифтинга Мурманской области и Федерации силовых видов спорта г. Мурманска, КМС по пауэрлифтингу и бодибилдингу, организатор соревнований по бодибилдингу и силовому экстриму, а также многочисленных спортивных праздников в г. Мурманске.
ИДЕЯ О ВОСХОЖДЕНИИ НА ЭЛЬБРУС С ТЯЖЕЛЫМ СНАРЯДОМ
Впервые высочайшая вершина России и Европы мелькнула в жизни Андрея в 2013 году, когда мурманская телеведущая Юлия Аверина готовилась подниматься с нашим клубом на Эльбрус и тренировалась перед этим как раз у Андрея Родичева. Тогда у него и зародилась идея восхождения на Эльбрус, которая окончательно сформировалась спустя 2 года.
Идея состояла в том, чтобы подняться на Эльбрус со штангой 75 кг и тем самым не только испытать себя, но и попытаться помочь решить проблему оборудования в родной Федерации Пауэрлифтинга Мурманской области, руководителем которой Андрей является. В частности, для проведения соревнований Федерации требовалась штанга 480 кг. Её стоимость около 8000 евро. Ни у администрации города, ни тем более у Федерации пауэрлифтинга нет таких денег. Андрей надеялся, что своей дерзкой акцией сможет как-то повлиять на ситуацию: администрация области обратит внимание на проблему и выделит средства, или найдутся спонсоры. Спонсоры действительно нашлись… Это крупная компания-производитель спортивного оборудования, которая выделила штангу, но только для самого восхождения — весом 75 кг. Ей-то и предстояло оказаться на вершине Европы.
Кстати, вес 75 кг. был выбран вовсе не случайно. Именно такая штанга является символом пауэрлифтинга: гриф 20 кг, два красных диска по 25 кг каждый и 2 замка по 2, 5 кг.
ПОДГОТОВКА К УНИКАЛЬНОМУ ВОСХОЖДЕНИЮ НА ЭЛЬБРУС
Восхождению предшествовали 2 месяца подготовки. Андрей, разумеется, и прежде постоянно тренировался. Но с этого момента он полностью поменял направленность своих тренировок. Вместо тренировок на силу и мышечную массу — тренировки на выносливость и снижение веса. Все дело в том, что альпинизм и пауэрлифтинг — не просто странное сочетание, это еще и плохо совместимое сочетание.
Считается, что пауэрлифтеры и бодибилдеры хуже всех переносят большую высоту и труднее поднимаются в горы, потому что огромную мышечную массу нужно не только нести вверх на себе, ее еще необходимо питать кислородом. А кислород в горах дефицит. Даже люди с ожирением и аналогичной массой тела переносят высоту лучше, потому что жировая ткань потребляет меньше кислорода, чем мышечная. С другой стороны, только человек с большой мышечной массой может нести выбранный груз в гору. Вот такой замкнутый круг! Все это делало результат нашего восхождения абсолютно непредсказуемым. Тем более, что еще никто и никогда не делал ничего подобного. И оттого наш проект становился еще более интригующим.
Впрочем, Андрей, кажется, с самого начала нисколько не сомневался в своих силах. «Назад я вернусь без штанги. Она в любом случае будет на вершине», — говорил он. Что это — самоуверенность, «мыслеформа» или недооценка «противника»? Если бы до этого он имел хоть какой-нибудь опыт горных восхождений, то вряд ли был бы так уверен в успешном финале. Как до самого конца не был уверен я и многие-многие другие, кто знал, что такое недостаток кислорода на высоте выше 5000 м, как крут склон Эльбруса выше отметки 5300 м и как изменчива и опасна может быть погода в горах.
Обычно на восхождении максимальный вес рюкзака у сильного мужчины — 35 кг, из которых на самую сложную финальную часть подъема берут самый минимум: термос и перекус. Но даже и совсем налегке достичь вершины удается не всем. Сказывается фактор высоты: из-за низкого давления организм перестает усваивать кислород в привычных объемах, наступает кислородное голодание, что провоцирует целый набор разнообразных неприятных проявлений. Главное из них и одинаковое для всех — снижение работоспособности. Говорят, на высоте 7000 м чувствуешь себя 70-летним стариком. Для кого-то достаточно и 4000.
ОСОБАЯ АККЛИМАТИЗАЦИЯ
Компенсировать фактор высоты можно правильно проведенной акклиматизацией, в ходе которой организм успевает приспособиться к новым условиям работы. Этим мы и занимались с Андреем на протяжении семи дней: постепенно набирали и теряли высоту, а завершили цикл тренировок ночевкой на седловине Эльбруса — между двумя вершинами. Это был весомый, но рискованный плюс к акклиматизации, ведь именно в этом месте ветер достигает порой ураганной силы! Так в 2010 году с седловины в буквальном смысле улетел огромный, только что отстроенный спасательный приют Red Fox. И идя с ночевкой на седловину, мы видели предвестники ухудшения погоды и серьезно подготовились к случаю, если придется отсиживаться наверху несколько дней. Нам повезло: стихия бушевала всю ночь, а к утру ветер стих и выпустил нас на спуск.
Акклиматизация Андрея впечатлила: «Так я не работал еще никогда в своей жизни!». Но решимости дойти до вершины с 75-килограммовой штангой он не потерял. Мы дали себе 5 дней отдохнуть и восстановиться на небольшой высоте — вот теперь подготовка завершена, и настала пора приступать к главной части проекта. Андрей все еще недооценивал сложность предстоящего восхождения и был уверен, что справится за 4 дня…
СТАРТ ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНУ ЭЛЬБРУСА
Мы стартовали с высоты 3700 м 30 августа 2015 г. Штанга – одна из тех вещей, которые меньше всего приспособлены для переноски на дальние расстояния. Мы пытались найти наиболее удобный способ ее транспортировки: в разобранном виде в рюкзаке, при помощи специально изобретенной другом Андрея конструкции, даже просто волоком… Но самым подходящим вариантом оказался тот, к которому Андрей привык с самого начала (и для которого и была создана штанга) — на плечах.
И вот с 75-килограммовой штангой на плечах Андрей движется наверх. Три изнурительных дня, и мы на 4700 м. Но по высоте пройдена только половина пути, и нас ждет самое трудное. Еще не испортилась погода, еще не в полную силу взялась за нас высота, еще не исчерпаны резервы организма, не самый крутой угол наклона… Все это впереди и будет нарастать с каждым шагом, как снежный ком.
На четвертый день мы достигли высоты 5050. И вот тут в игру вступила Высота. Пульс Андрея зашкаливал, достигая 165 ударов в минуту. За раз он проходил не больше 10 метров, сбрасывал штангу и валился рядом, подолгу приходя в себя.
Казалось, сама Природа помогает нам, как может. Незадолго до этого навалило много снега, а теперь все дни стояла ясная погода. Брошенная с плеч штанга врубалась в глубокий снег, который не давал ей катиться вниз по склону. Наша скорость по вертикали упала до 50 метров в час. И больше всего сил у Андрея уходило на то, чтобы снова взвалить груз на плечи.
Это было испытание воли и терпения. Происходящее напоминало обряд гималайских паломников, совершающих кору вокруг священной горы. Только мы шли вверх. Вот и седловина Эльбруса, 5330 метров над уровнем моря. Здесь мы ночевали десять дней назад. Что тогда казалось трудным? Сейчас невозможно было вспомнить. Отсюда начинается самый крутой участок подъема. Мы страхуем Андрея и штангу отдельными веревками. Вместе они весят 160 кг, поэтому ступени, которые мы рубим в снегу, проваливаются под ногами Андрея, обрекая его на дополнительные усилия, в то время как каждое движение сейчас требует от него запредельного напряжения тела и духа.
Скорость подъема падает до 15 метров в час. Иные переходы не превышают 1 метра. Пульс не восстанавливается, нижний порог — 125 ударов в минуту. Это работа на износ. И, ко всему прочему, вопреки прогнозам, начинает портиться погода. Ветер, снег, отсутствие видимости. Гора наказывает нас за дерзость, которую мы осмелились себе позволить.
За этот бесконечный день мы продвинулись вверх на 220 м. Ночевать вернулись на седловину, оставив штангу отдыхать в сугробе. Сколько раз пришлось ей рухнуть в снег сегодня?
На такой высоте уже не происходит полноценного восстановления организма. А это наша третья высотная ночевка. Решаем открыть кислородный баллон и всю ночь смотрим цветные сны. Утром то расстояние, что шли весь вчерашний день, проходим за 40 минут. Штанга ждет.
ФИНАЛ ВОСХОЖДЕНИЯ НА ЭЛЬБРУС СО ШТАНГОЙ
До вершины всего 80 метров по высоте. Но до предвершинного плато мы должны пройти самый крутой участок. Эти 20 метров мы поднимались 2 часа. На этом участке единственный раз за все время пригодилась страховка: Андрей сорвался и соскользнул вниз по склону, но его поймала веревка. Здесь же были пять самых трудных метров за весь подъем. Мы поднимались на пятитысячник, но, думаю, ощущения Андрея тянули на личный Эверест.
И вот, наконец, предвершинное плато. Прямая и пологая, но длинная дорога до цели. Проходим по целых 20 метров за один переход. И вот через час, на 8-й день восхождения и 21-й день проекта, Андрей в крайний раз сбрасывает 75-килограммовую штангу с плеч на снег вершины — и сам падает рядом. Штанга на вершине. Андрей долго не поднимает лица. Плечи его дрожат, по щекам текут слезы. Очень немногие смогут даже представить, что чувствует человек в такой момент.
Андрей Родичев встал в один ряд с теми людьми, которые из века в век своим примером доказывает, что человеку подвластно даже то, что поначалу считается невозможным, которые вдохновляют нас на подвиги и моивируют стремиться всем сердцем к своей цели.
То, что сделал Андрей, не делал еще никто и никогда. Это испытание и символ, вызов и призыв. Зачем тащить штангу на Эльбрус? Каждый поймет по-своему. Какой-нибудь мудрец мог бы сказать: «У всякого из нас своя штанга. И только ты сам можешь решить, тащить ли ее на Вершину».